ФЭНДОМ

Мир Тьмы (англ. World of Darkness) – название двух вымышленных вселенных (сеттингов), созданных компанией White Wolf Game Studio. Мир Тьмы является альтернативной реальностью, в которой неведомо для большинства обитателей современного мира существуют вампиры, оборотни, призраки, маги, демоны и т. д[1]. Первым продуктом по Миру Тьмы стала вышедшая в 1991 году настольная ролевая игра Vampire: The Masquerade (VtM), предлагавшая игрокам отыгрывать вампиров. В дальнейшем вселенная стремительно развивалась, на базе используемой в VtM ролевой системы Storytelling появились серии, позволяющие играть за других обитателей Мира Тьмы[2]. По Миру Тьмы было выпущено в общей сложности больше сотни игровых руководств, десятки романов, три компьютерные игры, коллекционная карточная игра, а также телевизионный сериал.

К 2004 году серия книг о Мире Тьмы настолько разрослась, что компания-издатель перезапустила сеттинг с нуля, полностью переработав историю этой вымышленной вселенной и введя обновлённую ролевую систему для настольных ролевых игр. Первой была выпущена Vampire: The Requiem, новая игра про вампиров, затем последовали серии про оборотней и магов[3].

«Старый» Мир тьмы

Первый сеттинг был создан в 1991 году, когда на свет появилась игровая линейка Vampire: The Masquerade; его поддержка прекратилась после выхода книг серии Time of Judgment (Время правосудия). Тема старого Мира Тьмы характеризуется его авторами как «готик-панк». Именно этой богатой и мрачноватой вселенной и посвящена наша вики-энциклопедия.

Мир Тьмы является отражением современного мира, но более тёмным и жестоким, полным тайн и интриг. Человечество является лишь добычей для могущественных сверхъестественных существ, таких как вампиры, оборотни и призраки. От другой подобной фантастики ужасов Мир тьмы отличает тот факт, что эти существа – не одиночные хищники, которых можно выследить и уничтожить; их число достаточно велико, чтобы создать скрытое от глаз смертных общество и управлять людьми, как марионетками, в своей борьбе за власть и смертельных играх. Однако даже для них развитие человеческой цивилизации стало большой проблемой, и могущественные тёмные князья и лорды, правившие миром в прошлые столетия, вынуждены прилагать огромные усилия, чтобы удерживать остатки контроля над развивающимся человечеством.

Теория заговора в Мире Тьмы получила особое развитие. Заговоры могущественных магов, сообщества коварных вампиров, стаи смертоносных оборотней и другие ещё более странные силы сражаются как со своими сородичами, так и с другими видами в тайной войне за власть над миром. Разделение богатых и бедных, влиятельных и слабых, могущественных и беспомощных в этом мире гораздо более велико, чем в нашем. Человечество пребывает в упадке, и его тёмные отражения видны повсюду: горгульи и другие элементы готики преобладают в архитектуре, а панки в кожаных куртках правят толпой на улицах.

Сеттинги

Компания White Wolf создала за 12 лет (1991-2003) следующие тематические линейки, действие которых разворачивается в Мире тьмы:

Все эти линейки представлены рядом игровых приложений, в подробностях описывающих различные кланы и организации, города Мира Тьмы с описаниями их сверхъестественных жителей. Параллельно White Wolf разработала исторические сеттинги к основным линейкам, действие которых разворачивается в прошлом Мира тьмы.

  • Victorian Age: Vampire (Викторианская эпоха: Вампир) (конец XIX века)
  • Werewolf: The Wild West (Оборотень: Дикий Запад) (XIX век)
  • Mage: The Sorcerer's Crusade (Маг: Крестовый поход чародея) (конец XV века)
  • Wraith: The Great War (Призрак: Великая война) (Первая мировая война и последующие годы)
  • Серия Тёмные века, составленная из версий линеек Вампиров, Оборотней, Магов, Подменышей и Охотников, действие которых происходит в конце XII – начале XIII века.

Также, пока компания White Wolf владела правами на ролевую игру Ars Magica, её разработчики внесли изменения в сеттинг игры, включив его в историю Мира тьмы. Позже, когда права на Ars Magica перешли к Atlas Games, эти изменения были убраны, и связь между двумя сеттингами официально перестала существовать.

Каждый год разработчики придумывали новую линейку для Мира Тьмы, которая становилась темой для большинства выходящих в этом году книг. Так появились линейки Охотников, Демонов и Мумий, но, что ещё более важно, тема была и в других постоянных линейках. Так, например, сеттинги Вампиров и Оборотней были переписаны в восточном стиле в цикле «Год Лотоса», что позволило создать книги о восточных вариантах этих существ.

Также выходила в двух изданиях книга World of Darkness, являющаяся самым общим источником по всему Миру Тьмы. В ней содержались руководства по ведению игры на любом континенте, но в то же время упор делался на различия между ними, например, между африканскими оборотнями и их сородичами из Северной Америки.

История и играбельность (кроссоверы)

Хотя каждая игровая линейка была самостоятельной вселенной, со временем всё больше и больше связей внутри линеек сеттинга появлялось в официальных руководствах. Поскольку этого не планировалось изначально, Мир Тьмы переполнился расхождениями и вопиющими противоречиями в космологии линеек. Во многие поздние игровые приложения были включены необязательные правила по взаимодействию между сверхъестественными существами различных видов, а также правила, которыми авторы пытались разрешить противоречия между сеттингами.

Правила игры также приводились к общему виду, и шаблоны для всех линеек стали выглядеть более похоже друг на друга. Как следствие этого, правила, термины и шаблоны претерпевали значительные и несовместимые с предыдущими версиями изменения. Так линейка Wraith: The Oblivion перестала существовать, а в третьем издании Вампира, Оборотня и Мага противоречия так и не сгладились.

В конце концов, разработчики предоставили Рассказчикам (этот термин используется для обозначения Мастера во всех играх по системе Storyteller) самим разбираться с интерпретацией правил и совмещениям игровых систем.

Конец Мира Тьмы (Time of Judgement)

В конце 2003 года студия White Wolf объявила о завершении публикации новых книг и о завершении истории Мира Тьмы в серии книг The Time of Judgement (Время правосудия). Это событие было охвачено со стороны различных сверхъестественных существ в четырёх руководствах: Vampire: Gehenna, Werewolf: Apocalypse, Mage: Ascension и World of Darkness: Time of Judgement (в последней книге описывался конец света для меньших линеек).

Разработчики объявили, что они исполнили своё обещание погубить Мир Тьмы, о чём писали ещё в первом издании Вампира с его концепцией Геенны и в Оборотне с концепцией Апокалипсиса. Также тема конца света упоминалась и раскрывалась во многих книгах по различным линейкам. Фантастические романы по трём основным игровым линейкам поставили точку в официальной истории Мира Тьмы.

Примечания

  1. 25 главных фантастических настольных игр. Журнал «Мир фантастики»
  2. Миры. Vampire: the Masquerade. Журнал «Мир фантастики»
  3. Миры. Новый «Мир Тьмы». Vampire: The Requiem. Журнал «Мир фантастики»

Смотрите также

  1. Литература по Миру Тьмы